Ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Ответственное родительство – это, прежде всего, всесторонне воспитание ребенка, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его.
Ответственное родительство – это, в первую очередь, зрелость человека и выполнение определенных функций.
Зрелость – это умение человека нести ответственность, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Зрелость в социальном плане подразумевает способность родителей создать условия для рождения и воспитания ребенка.
В первую группу входят функции, связанные с удовлетворением физиологических, материальных потребностей ребенка (питание, одежда, жилищные условия).
Однако ребенка недостаточно просто одевать, кормить. Родители должны заботиться и думать о своем ребенке, уделять ему должное внимание, разговаривать, разбираться в каких-то его проблемах, помогать ему развиваться, поддерживать на жизненном пути, защищать и оберегать знать его интересы и понимать, что на данном возрастном этапе нужно их ребенку. Это главное.
Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.
Ответственным родителем можно стать при постоянном взаимодействии и общении между родителями и ребенком. И мама, и папа выполняют свою психологическую функцию в воспитании ребенка.
Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения:
- активно слушать, т.е. уметь слышать, что ребенок хочет вам сказать;
- уметь выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;
- использовать принцип «оба правы» (или «выиграть – выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, т.е. уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
Что не должен делать ответственный родитель?
Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь.
Второе важное условие ответственного родительства – это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.
В третьих, ответственный родитель,– это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему бывает необходимо справиться со своими недостатками или слабостями. Например, курением или стремлением к алкоголю. Видя негативные привычки родителя, в дальнейшем дети будут сами копировать такое поведение.
Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, ради благополучия ребенка. Родители должны руководствоваться, в первую очередь, не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности.
Детям в семье должны прививаться определенные семейные ценности, которые помогут ему в дальнейшем при построении своих семейных отношений.
Хорошо, если в семье приобретены полезные навыки, такие как шить или готовить или еще что-то.
Существуют целые семейные традиции и профессиональные династии, когда семейный опыт и вид деятельности передается из поколения в поколение.
Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые. Полученный опыт и переживания в детстве остаются в нас и бессознательно руководят нами. Очень непросто быть родителем, поэтому большинство из нас, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.
Однако мы своим детям передаем все то, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое. Родителей, которые часто ругают детей, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.
Существует 5 принципов позитивного родительства:
- Позволяйте ребенку отличаться от других. Это даст ему возможность открыть и развить свой особый внутренний потенциал, найти цель в жизни.
- Позволяйте ребенку совершать ошибки. Пусть он учится на собственных промахах, самосовершенствуется и добивается новых успехов.
- Позволяйте ребенку проявлять негативные чувства. Так он научится управлять эмоциями. Это поможет ему найти уверенность в себе, стать отзывчивым и способным работать в команде.
- Позволяйте ребенку хотеть большего.
- Позволяйте ребенку говорить «нет». Это даст ему возможность развить волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «я». Обладая правом говорить «нет», ребенок учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли. Возможность противиться авторитету – фундамент позитивного воспитания. Это тот внутренний стержень, который со временем позволит ребенку уверенно идти по жизни.
Осознанность не делает родителя идеальным. Он не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Ребенок зависим, он может только доверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь.
В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает и вреден для ребенка.
Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, и детям не помешает знать, что и взрослые могут натворить глупостей.
Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми.
Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.
Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью. Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственный шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей.
Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости и готовы к развитию.